2 АПРЕЛЯ
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О
ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА
В 2007 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию об объявлении 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.
Что такое аутизм?
Аутизм, это заболевание, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни.
Аутизм обнаруживается в 5-20 случаях на 10000 рождений, в зависимости от того, какие критерии используются при диагностике. Аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Аутизм не знает расовых, национальных или социальных границ.
Каковы симптомы аутизма?
Некоторые дети обнаруживают симптомы аутизма в раннем младенчестве. У других они могут проявиться к 3 годам. Проявление синдрома аутизма изменяется в зависимости от возраста и уровня развития пораженного человека. Есть много поведенческих характеристик, используемых для описания людей с аутизмом; наиболее общими из них являются:
1. Нарушение развития социальных навыков:
Кажется, что дети с аутизмом:
игнорируют существование и чувства окружающих их людей - даже своих родителей;
не пытаются найти в других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;
не способны подражать, или же имитируют действия других людей механически, без всякой связи с ситуацией;
не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.
2. Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации:
Дети с аутизмом обнаруживают:
отсутствие коммуникации через жесты и мимику; часто отсутствие речи;
избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями;
монотонность речи или высокий тон;
механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации;
неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.
3.Нарушения в развитии игры и воображения
ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд;
предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически;
обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;
проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т. д.)
настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т. д.);
тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предает в руках;
ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);
настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность;
проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке.
Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях" связанных с повседневной жизнью. В целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных, речевых/языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух, осязание, реакция на боль и т. д.
Каковы причины аутизма?
В настоящее время причины аутизма неизвестны, но, вероятно, их несколько. Известно, что аутизм связан с аномалиями в структуре и функциональной деятельности мозга, что приводит к нарушение развития мыслительных, социальных и коммуникативных навыков и нарушению чувственных восприятии. Возможны несколько причин: биохимические, генетические и структурные аномалии мозга.
Поскольку аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений, нельзя рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, страдающих аутизмом.
Все дети с аутизмом похожи, и вместе с тем, каждый из них уникален.
Исследования очень убедительно показали, что наиболее эффективным "лечением" аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.
Люди с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем раньше начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход лечения.
Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.
Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.
Планируйте перерывы. Забота о ребенке с аутизмом – тяжелый повседневный труд. Планирование перерывов поможет всей семье.
Обращайтесь за помощью к специалистам
По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8 (0212) 61-45-82 зав. детско – подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8 (0212) 69-29-69 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мисник Снежана Александровна).
Данилова Елена Леонидовна,
заведующая детско-подростковым психиатрическим отделением ВОКЦ психиатрии и наркологии
28.06.2023