Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (burnoutsyndrome) — это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе.
Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек - человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г.Селье) — стадии истощения.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются:
1. Эмоциональное, психическое истощение — чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако, по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение — основной компонент синдрома эмоционального выгорания.
2. Также наблюдаются признаки психической дисфункции: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания — «маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются, ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря па огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации близкие к ним.
3. Личностная отстраненность — межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, пациентам и др.), они становятся формальными, безразличными в контактах. При СЭВ нарушается равное отношение ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение — уделю внимание данному партнеру». У человека с СЭВ возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться».
4. Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЭВ
Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки па выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием; снижение интереса к своей работе.
Синдром эмоционального выгорания развивается согласно определенным фазам (Burish, i994):
1. Предупреждающая фаза:
а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);
б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).
2. Снижение уровня собственного участия:
а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);
б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);
в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);
г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущение, что другие люди используют тебя, зависть).
3. Эмоциональные реакции:
а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);
б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).
4. Фаза деструктивного поведения:
а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);
б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям);
в) эмоционалъно-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).
5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспо-собности к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.
6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.
ПОСЛЕДСТВИЯ СЭВ
Показано негативное влияние «выгорания» на соматическое здоровье. Так, повышается риск развития ишемической болезни сердца, на что указывают результаты исследования уровня общего холестерина, липопротеинов низкой плотности, глюкозы, триглицеридов, мочевой кислоты и электрокардиографические изменения. Также показано, что у мужчин «выгорание» предшествовало изменениям содержания холестерина в крови, наблюдавшимся 2-3 года спустя; у женщин же изменения содержания липидов крови (холестерина и триглицеридов) позитивно коррелировали с эмоциональным выгоранием, но негативно с физическим утомлением. При СЭВ также повышается уровень адгезии /агрегации лейкоцитов, что может быть связано с механической обструкцией капилляров. Синдрому эмоционального выгорания сопутствуют нарушения регуляции в системе гипоталамус-гипофиз-надпочечники.
Социальные последствия СЭВ: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, острое желание перейти на другую работу, сменить профессию. Растет число профессиональных ошибок. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «заразно» и распространяться через неофициальные взаимодействия на работе.
Синдром эмоционального выгорания также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.
СЭВ может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СЭВ
В первую очередь необходимо принять наличие проблемы и адекватную ответственность па себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.
На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.
Рекомендации по профилактике СЭВ, повышению стрессоустойчивости организма:
Регулярный отдых, баланс работа\досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут).
Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту надо разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс.
Необходимо создание поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, на свои решения, действия, изменение поведения.
Действия по изменению стрессогенной ситуации: Что в сложившейся ситуации я могу контролировать? Что из происходящего я могу изменить? Как принять то, что не могу контролировать, что не могу изменить? Расставить приоритеты.
Фрустрациопиая профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.
Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник: прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона), йога, дыхательные упражнения.
Регистратура диспансера:
8 (0212) 61-45-80
Анонимная регистратура:
8 (0212) 61-45-76
Справочная приёмного отделения:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-85
Приёмное отделение:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-33