Аутизм — это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Во всём мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма.
В Витебской области наблюдается 103 ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Что такое аутизм?
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Симптомы аутизма.
Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:
Ранние проявления аутизма у детей
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.
Принципы воспитания ребенка с аутизмом:
Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у ребенка и заставляют еще глубже «уходить в себя».
Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
Формирование навыков, необходимых для обучения
Поведенческая терапия аутизма
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом, появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Логопедические занятия
Почти все дети с аутизмом имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедом позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
Основная проблема детей с аутизмом – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.
Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.
По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8(0212)61-45-82 зав. детско – подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8(0212)69-29-89 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна).
Телефон доверия 8(0212) 61-60-60
Регистратура диспансера:
8 (0212) 61-45-80
Анонимная регистратура:
8 (0212) 61-45-76
Справочная приёмного отделения:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-85
Приёмное отделение:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-33