Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.
Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:
-генные модификации;
-органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
-гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
-воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
-ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
-чрезмерное употребление антибиотиков;
-химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму.
Признаки и симптомы аутизма у детей
Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.
В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:
Нарушение речи. Часть детей с аутизмом не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато такие дети могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Ребенок с аутизмом говорит о себе в третьем лице, не использует обращений и личных местоимений.
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Ребенок часто сопротивляется попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Дети с аутизмом предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей с аутизмом может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети с аутизмом склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерна приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.
Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых ребенок с аутизмом заканчивает школу, работает, создает семью.
Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:
-трудности в социальном взаимодействии;
-коммуникативные нарушения;
-повторяющееся, стереотипное поведение.
Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.
Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей.. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.
Работа с детьми должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, психолога, и в школах, и в детских. И обязательно работа с детьми должна проводиться дома родителями.
Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:
-Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
-У ребенка должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
-Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
-Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
-Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
-При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
-Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
-Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
-Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.
Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.
Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, непреодолимых желаний, повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.
Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей с аутизмом, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.
Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.
Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:
-отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
-не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
-придерживаться бездрожжевой диеты,
-снизить употребление сахара,
-есть больше пищи, содержащей клетчатку,
-пить много воды,
-отдать приоритет белковой пище перед углеводной.
Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.
Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.
Главное – это человечность и терпение, надежда на лучшее и вера в успех. Мы не можем избавить детей от их особенностей и поэтому должны научить их жить такими, какие они есть. Научить их жить счастливыми!
Регистратура диспансера:
8 (0212) 61-45-80
Анонимная регистратура:
8 (0212) 61-45-76
Справочная приёмного отделения:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-85
Приёмное отделение:
(стационар, п.Витьба)
8 (0212) 69-29-33